Успех — не окончателен, неудачи — не фатальны, значение имеет лишь решимость продолжать
Вы здесь
Моисей и 7 ноября

Честно говоря, и в это воскресенье не собирался ничего писать. Три месяца белорусских протестов, точнее, безуспешных попыток картофельного лося и его шакалов их прекратить, отнимают не столько время (хотя и его тоже), сколько силы и нервы. Ну, невозможно без боли смотреть, как в бусик без номеров заталкивают молодую женщину только за то, что она посмела в субботу выйти на улицу своего города с букетом осенних листьев. Просто погулять, может, о чем-то помечтать…
«Моисей, разбивающий Скрижали Завета», Рембрандт, 1659 год
Но вчера, уже ближе к ночи, получил в «Одноклассниках» две открытки «С годовщиной Великой и так далее революции». Точнее, мне их прислали, потому как получать я не стал. Как и несколько других до них. Прислали очень давние и хорошие знакомые из Беларуси. Люди из моего поколения – поколения 50-х. Для более молодых на всякий случай поясняю: родившиеся в первое мирное десятилетие после Второй мировой.
Я понимаю, что Беларусь – единственная республика бывшего СССР, где 7 ноября до сих пор остается праздничным и выходным днем. Надеюсь, он тоже уйдет в скором будущем, когда лосю посшибают рога (может, сами отвалятся!), а его шакалам качественно и навсегда прищемят хвосты. Понимаю, что привычка у людей осталась, но…
Прошло уже больше ста лет с момента самой большой геополитической катастрофы XX века. И почти 30 лет с того дня, как построенная большевиками империя перестала существовать. Не будем сейчас обсуждать, что было в СССР хорошо, что – плохо. И – почему… Но, если и был октябрь 1917-го в чем-то действительно «великим», так это в том, что перевернул с ног на голову судьбы и жизни не только сотен миллионов подданых Российской короны, но, в большей или меньшей степени, и практически всех других стран и народов нашей планеты.
Параллельно с «Великим Октябрём» в тех же «Одноклассниках» гуляет еще и герб СССР с припиской: «Ты гордишься тем, что родился в СССР?».
НЕТ!
Прежде всего потому, что меня (как и всех остальных без исключения) никто не спрашивал, где я хочу родиться. А, если бы спросили… Да что уж теперь говорить!
СССР считался (да в какое-то время и действительно был) самой читающей страной в мире. И именно там в одночасье родился и обрел реальное воплощение «слоган»: «Не шарь по полкам жадным взглядом, здесь книги не даются на дом!». И закрытые на «амбарный» замок книжные шкафы – это тоже реальность тех лет. Не повсеместно, разумеется, но и не единично. То есть, в реальности, СССР был самой читающей страной по числу напечатанных и проданных книг. Но – не ПРОЧИТАННЫХ.
У всех моих сверстников было как минимум законченное среднее образование. За буквально редчайшим исключением. У очень многих – высшее. И, как минимум, добрая треть выпускников советских ВУЗов ни дня потом не работала по полученной специальности. Как и дипломированный преподаватель истории и обществоведения, который, как оказалось, уже родился президентом. Или юрист-международник, позднее избравший стезю «собирателя русских земель».
Кому-то диплом (неважно, какой) был просто нужен для дальнейшей карьеры. Как, к слову, и «идейное» членство в КПСС. Значительная же часть поступали, куда смогли или куда заставили поступить родители. Вот и автор этих строк в свои 17 лет и слов-то таких «инженер-машиностроитель» даже мысленно не произносил. Готовился учиться на кинооператора, а качестве альтернативного варианта иногда рассматривал химико-биологический факультет местного университета. В силу разных причин не получилось ни первое, ни второе. К счастью, на первом курсе политеха неожиданно выяснилось наличие весьма приличного объемно-пространственного мышления. А потом и выбранная по настоянию отца профессия понравилась. Как и пару других, которыми овладел уже значительно позже.
Так мне, по большому счету, крупно повезло. А один из сокурсников, которого родители-работяги всеми правдами и неправдами устроили учиться на инженера, за пять лет истратил все запасы нервной и психической энергии. И вскоре после получения вожделенного диплома оказался в больнице. С решетками на окнах… Не в тюремной, если кто-то вдруг так подумал, а в психиатрической. Навсегда.
Среди советских писателей и журналистов инженеров по образованию было гораздо больше, чем гуманитариев. Тогда как среди журналистов по диплому часто и не оказывалось … журналистов. Не говоря уже про инженеров.
Да, у каждого человека своя судьба, взгляды и предпочтения по самым разным вопросам. Но я же не отправляю ярым (до сих пор!) сторонникам Лукашенко БЧБ сцягi. Пусть и исключительно виртуальные. Вот и меня с 7 ноября поздравлять не надо. Пожалуйста!
Вот написал предыдущие строки и уже «предвкушаю», как меня начнут «ровнять» в комментариях за выплескивание личной обиды в публичное пространство.
А вот и не угадали!
Не было ничего личного и, тем более, даже намека на обиду.
А было лишь сожаление. О том, что почти трех десятилетий оказалось явно мало, чтобы вытравить из сознания людей наиболее одиозные советские догмы. О том, что «закат над болотом» многими до сих пор воспринимается, как символ стабильности и порядка. О том, что большинство сегодняшних поклонников «Великого Октября» всего лишь сожалеют об ушедшей молодости, в которой этот самый «Октябрь» многим был не просто «до лампочки», а скорее – «до фонаря».
Библейский Моисей 40 лет водил евреев по пустыне, чтобы вытравить из их сознания рабов. Увы, что-то мне подсказывает, что за последующие 10 лет советское, если и уйдет из массового сознания, то, скорее всего, вместе с его носителями.
Хотя происходящее уже три месяца в моей родной Беларуси вселяет осторожный оптимизм. А, вдруг!
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии