Далай-Ламу однажды спросили, что больше всего его изумляет. Он ответил: - Человек. Вначале он жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая, сожалеет о том, что не жил.
Вы здесь
«Храмовая гора» Херсонеса
Мир глазами обывателя
Согласно «Этимологическому словарю русского языка» слово «обыватель» происходит от древнерусского «обитати» (обитать, жить) и встречается с середины XI века. В своем первоначальном значении использовалось как название жителя какой-либо местности. А откровенно негативную окраску приобрело после революции 1917 года.
Поскольку «положительные» итоги «Великой» октябрьской постепенно стираются – хочется верить! – из памяти народной, то воспринимать сие название как оскорбление совершенно не следует. Впрочем, возможно в каждой конкретной стране несколько сот человек (максимум – тысяча!) себя таковыми и не считают. Потому как получают достоверную информацию обо всем, происходящем в мире. Или – думают, что получают.
Все же остальные (от вокзального бомжа до долларового миллионера) в повседневной жизни пользуются исключительно открытыми источниками информации, будь то телевизор, газета или журнал, интернет-сайты. С помощью которых в наши неискушенные в информационных технологиях головы вливается… Очень много всего и очень мало полезного. Тем более – правдивого.
Куда послал президент
Так, президент России Владимир Путин, выступая с посланием к Федеральному собранию, заявил буквально следующее: «В Крыму живут наши люди, и сама территория стратегически важна. И потому что именно здесь находится духовный исток формирования многолетнего монолита русской нации и централизованного российского государства». Президент также напомнил, что в древнем Херсонесе крестился князь Владимир, который затем сделал православной и всю Русь. А христианство объединило русский народ, позволив ему осознать себя единым целым. И поэтому «Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь – имеют такое же сакральное значение, как и Храмовая гора в Иерусалиме для исповедующих ислам и иудаизм. Именно так мы и будем к этому относиться. Отныне и навсегда».
Последние два слова весьма симптоматичны, но о них – чуть ниже. Николай Карамзин в своей «Истории государства Российского» пишет: «Гордость могущества и славы не позволяла Владимиру смиренно просить у Греков крещения: он вздумал, так сказать, завоевать Веру Христианскую и принять ее святыню рукою победителя». «988 год. Собрав многочисленное войско, Великий князь пошел на судах к Греческому Херсону. Завоевав славный и богатый город, который в течение многих веков умел отражать приступы народов варварских, Киевский Князь еще более возгордился своим величием, и через Послов объявил Императорам, Василию и Константину, что он желает быть супругом сестры их, юной Царевны Анны, или, в случае отказа, возьмет Константинополь. Родственный союз с Греческими знаменитыми Царями казался лестным для его честолюбия».
Однако существуют и иные мнения. Ибо о том, как крестился князь Владимир и как он крестил свой народ, на Руси существовало много преданий. «Не помня точных обстоятельств дела, одни рассказывали, что князь крестился в Киеве; другие указывали место его крещения в городке Василёве (в 35 верстах от Киева); третьи говорили, что он принял крещение в Крыму, в греческом городе Корсуне (Херсонесе), после того, как взял этот город у греков». Впрочем, «точное» описание данного события попало в летописи примерно лет через сто после крещения Руси. И, пожалуй, наиболее близко к истине утверждение: «Где именно был он (Владимир) крещен и когда именно состоялось крещение, – в 988 или в 989 году, – точно неизвестно».
В любом случае, произошло это, как минимум, за полтора века до первого упоминания Москвы (1147 год) в летописях.
Нельзя так с историей
Вообще, политикам в современном мире лучше историю всуе не беспокоить. Ни под каким предлогом. Во-первых, как всем известно, ее обычно пишут (и переписывают!) победители. А, если те или иные земли десятки раз переходили из рук в руки, то… Во-вторых, если уж ссылаться на «историческую справедливость», то стоит, наверное, упомянуть, что в названии даже Московского княжества слова «Русь», «русы» никогда не употреблялись. А уж применительно к окраине Суздальского княжества – и подавно. Тогда как окончательное утверждение понятия «Киевская Русь» в государственно-политическом смысле произошло в советскую эпоху, когда академиком Б. Д. Грековым были изданы его основные труды, ставшие хрестоматийными: «Киевская Русь» (1939) и «Культура Киевской Руси» (1944).
Обратили внимание на годы издания? Вот-вот…
А до этого, насколько можно судить, это была просто Русь. И никто из близких и не очень соседей на этот «титул» не претендовал. Особенно, если учесть, что «в период наивысшего расцвета Древнерусское государство со столицей в Киеве занимало территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере и притоков Волги на востоке». Это цитата из Википедии. Интересно, были ли в те времена иные древнерусские государства со столицами в других городах?
Тогда как Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское существовало с середины XIII века по 1795 год на территории современной Беларуси и Литвы, а также частично Украины, России, Латвии, Польши, Эстонии и Молдавии. И, как утверждают «злые языки», государственным языком в нем был старобелорусский. На основе латинского алфавита. Так, может не зря большевики так озаботились спешным переводом того языка на кириллицу? Чтобы был ближе к русскому, а не к польскому и другим европейским языкам. Еще лучше – забыт совсем!
Правда, кое-где в Польше надписи на нем еще сохранились. Так кто туда ездит! И, тем более, их читает.
В поисках истоков
Одним словом, как-то далековато поместил господин Путин «духовный исток формирования многолетнего монолита русской нации и централизованного российского государства». А уж сравнение с Храмовой горой «для исповедующих ислам и иудаизм» вообще следует расценивать, как оскорбление. В том числе и из-за порядка слов, когда сначала упоминается «ислам».
Когда-то автор этих строк сказал своему давнему другу из числа коренных немцев, что все люди – евреи, только не все об этом знают. Тот несколько минут помолчал, а потом выдал: «А что!? Очень может быть». Это, конечно, больше шутка, но то, что иудаизм насчитывает куда больше тысячелетий (!), чем ислам – вполне серьезно. А в выступлениях политиков такого ранга не то, что порядок слов, каждый знак препинания имеет значение.
И, тогда получается, что фраза «Именно так мы и будем к этому относиться. Отныне и навсегда» является, как минимум, предупреждением. Или – обещанием?
Может, тогда и вера православная лучше и правильнее католической? И в обозримом будущем ее нужно распространить на все страны, где живут «наши люди»? С помощью все тех же «вежливых человечков».
Или, «референдум» провести. Потратив дня три на подготовку. А что? Если в Крыму за три недели управились, то можно и быстрее. Особенно, если очень хочется. Тем более если в той же Европе «русскими» называют всех, кто говорит на этом языке. А то, что луноликие или горбоносые, так кого из «собирателей русских земель» это когда-нибудь останавливало.
Нам здесь жить
И детям нашим, и внукам… В России, Германии, Израиле, Чехии, Украине, Беларуси… И не хотелось бы, чтобы однажды утром кто-то из них проснулся совсем в другой стране. Вместе со своей кроватью, квартирой, деревней или городом. Особенно, когда об этом никто не просил. Ну, или почти никто.
Наверное, можно не любить евреев (знать бы еще, за что конкретно?), но отрицать, что иудаизм появился значительно раньше христианства, не говоря уже об исламе, как-то уж совсем…
И собирать нужно не русские земли. Собственно, вообще ничего не надо собирать. Надо просто всем жить в мире. А «историческую справедливость» оставить историкам.